• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклады

ПОНЕДЕЛЬНИК, 23 МАЯ

А. Аслунд

«Выводы из финансового кризиса в Восточной Европе»

Текст

Презентация

Осенью 2008 года в странах Центральной и Восточной Европы стали наблюдаться вспышки глобального финансового кризиса. Регион был в состоянии тяжелого перегрева во всех отношениях. Наблюдалось увеличение инфляции, безработицы и цен на недвижимость, что оказывало влияние на уменьшение конкурентоспособности стран и сильнее подрывало их сальдо текущего платежного баланса. В Латвии, например, банковский кризис ощущался еще в 2007 году, так как национальные банки были перегружены чрезмерным кредитованием, и риск падения цен на недвижимость с последующей потерей по судам был очевиден. Большим ударом было банкротства американского банка Lehman Brothers 15 сентября 2008 года, после чего уязвимые страны Восточной Европы остались без кредитов.

Однако менее чем за два года, к марту 2010 года, волна кризиса
в этом регионе более или менее утихла. Общественное внимание перенеслось
из Латвии – страны, наиболее сильно пострадавшей от кризиса в Восточной Европе, к странам ПИГИ (Португалия, Италия, Греция и Испания) и особенно к Греции. Актуальным стал вопрос, не почему в Латвии должна произойти девальвация, а чему Греция должна научиться из опыта Латвии.

Финансовый кризис в Восточной Европе был стандартным кредитным циклом «бум-спад», ведущим к кризису текущих операций. Какие уроки могут быть извлечены из него для Южной Европы и для всего Европейского Союза? Что происходило во время финансового кризиса в Восточной Европе и почему он так быстро закончился? В данной работе даются ответы на эти вопросы. Борьба с кризисом была достаточно успешной и решительной в данных странах настолько, что весь регион смог вернуться к экономическому росту уже в середине 2010 года.

 


 

П. Сутела

Страны Балтии: оказалась ли стратегия глубокой интеграции неудачной в период финансового кризиса?

Во время распада Советского Союза странами были приняты широко расходящиеся политико-экономические стратегии дальнейшего развития. Балтийские страны выбрали путь глубокой интеграции с Западной Европой, в том числе присоединение к Европейскому Союзу и евроатлантическим организациям. С точки зрения экономики они особенно стремились присоединиться к Северо-Западным европейским рынкам таким образом, чтобы препятствовать развитию внутренних рынков и строго ограничить внутренние инструменты экономической политики посредством быстрой либерализации и жесткой финансовой политики currency-board, для заключения соглашений и приватизации иностранными владельцами.

Последующие годы принесли чрезвычайно быстрый рост, но и исключительно резкое снижение в 2008–2009 годах.

Эта политика и ее результаты может быть сравнима с политикой, проводимой постсоветскими государствами.

 


 

М. Домбровский

Роль внешних институциональных факторов в процессе трансформации

Презентация

В статье рассматривается роль региональных общественных благ по сравнению с мировыми благами в процессе влияния посткоммунистической трансформации в Центральной и Восточной Европе и странах бывшего СССР, при этом особое внимание уделяется трем конкретным факторам: 1. внешнее закрепление процесса национальных реформ; 2. международные торговые соглашения и 3. международная финансовая стабильность.

Наш основной вывод заключается в том, что ЕС в рамках процесса расширения на Восток выступал в качестве очень эффективного регионального поставщика общественных товаров, чье влияние во времени и в странах коррелирует с лучшими результатами трансформации. В частности, этап консолидации в области демократизации, создания институтов и структурных преобразований был успешным в странах, реформируемых в условиях вступления в ЕС, но не в каких-либо других условиях, предлагаемых, например, Бреттон-Вудскими институтами. В области торговли выгоды от вступления в ВТО были незначительными по сравнению с влиянием открытия торгового блока ЕС для стран-кандидатов. Наконец, страны, участвующие в интеграции ЕС, оказались более дисциплинированными в поддержании макроэкономической стабильности, в то время как программы МВФ были менее эффективны в стимулировании стабильности при отсутствии европейского фактора.

Это главная причина, почему страны СНГ, которые не получили ни перспективы вступления в ЕС, ни даже предложения о либерализации торговли, отстают от Центральной Европы, Балтии и балканских стран в вопросах демократизации, верховенства закона, институциональной стабильности и рыночно ориентированных экономических реформ.

Однако сейчас в ЕС наблюдается, так сказать, «усталость от расширения», поэтому будущая привлекательность перспективы интеграции в ЕС и прочность присоединения (в отношении стран Западных Балкан, СНГ и Турции) встает под вопрос. Также неясно, может ли европейский опыт в обеспечении региональных общественных благ быть легко повторим в других географических регионах и как широко он может быть использован поставщиками глобальных общественных благ.

 


 

Е.Т. Гурвич

Пенсионные реформы в СНГ и Восточной Европе

В работе рассматриваются реформы пенсионной системы в бывших социалистических странах. С одной стороны, эти страны имеют много общих черт: они вступили в процесс экономических преобразований со сходными начальными условиями, близки по многим демографическим характеристикам. В целом, рассматриваемые страны объединяет унаследованная от времен плановой экономики низкая избирательность и достаточно высокая «щедрость» социальной политики. С другой стороны, имеются и существенные различия в нынешнем состоянии пенсионных систем стран СНГ и Восточной Европы. В докладе рассматриваются возможные причины, определявшие выбор пенсионной политики. Они включают объективные факторы (такие как унаследованный от прошлого пенсионный возраст), готовность экономики к тем или иным мерам (например, уровень развития финансовых рынков), степень радикальности общего подхода к проведению экономических реформ в переходный период и т.д.

 


 

Т. Фрай

Приватизация как причина всех бед: три тезиса

Презентация

Несмотря на то, что экономические выгоды от приватизации часто обсуждаются, опросы общественного мнения в посткоммунистических странах показывают негативное отношение к приватизации. Некоторые связывают такой вывод с отсутствием поддержки приватизационных процессов при закреплении имущественных отношений при коммунизме. Хотя многие граждане в посткоммунистических  странах поддерживают частную собственность, но отвергают приватизацию. Другие винят приватизацию в том, что она стала причиной экономического спада в посткоммунистических странах. Но верность этого утверждения пока остается под вопросом. Самым главным остается тот факт, что политическая ситуация  во многих странах препятствовала проведению эффективных приватизационных стратегий. В целом  попытки связать приватизацию с экономическими результатами остается методологическим вопросом. Намерения политиков перераспределить государственные активы своим сторонникам зачастую оправдывают свои действия, указывая на отрицательные стороны приватизации. Таким образом,  в течение последних 20 лет приватизацию слишком часто и легко называют причиной всех проблем  в посткоммунистических странах.

 


 

Е.Г. Ясин

Экономика России: 20 лет назад и 20 лет вперед

Презентация

Россия была в центре тех событий, которые разворачивались в Восточной Европе и на территории СССР 20 лет назад. Это естественно, что она была центром Восточного блока.

Исключительно важно, что Горбачев решился на демократизацию, хотя именно она вместе с экономическим кризисом привела к распаду «империи». Ельцин и Гайдар провели рыночные реформы, едва ли не самые радикальные. Они оказались возможны благодаря демократизации, но сама демократизация вскоре была приостановлена. Старые российские и советские традиции все сильнее давали о себе знать. Тем не менее, несмотря на сильный спад и высокую инфляцию, несмотря на то что трансформационный кризис занял восемь лет, я считаю реформы успешными: мы получили рыночную экономику и за 1999–2007 гг. вернулись к демократическому уровню. Правда, без серьезной модернизации. Сейчас, после кризиса 2008–2009 гг., перспективы неопределенные. Возможна альтернатива: 1. сохранение стабильности и тогда постепенное снижение темпов роста из-за недостаточной зрелости институтов, 2. осуществление модернизации на основе комплекса институциональных реформ, включая политические. И тогда возможно повышение темпов роста и инновативности экономики с опорой на рост деловой активности.

 


 

П. Тамаш

Успехи и неудачи национальных систем – изменение стратегий: влияние расширения Европейского Союза на Восток

Презентация

В докладе представлен взгляд мирового сообщества на трансформацию в Центральной Европе.

В этой связи трансформация является в первую очередь геополитическим событием, где социальные последствия и внутренние политические события имеют лишь второстепенное значение. Рухнувшие наиболее давние и глобальные альтернативные проекты на пути к капитализму в центре мировой системы, а не в Центральной Европе. Сначала европейская периферия отреагировала на это с аналогичными стратегиями и риторикой. Но очень скоро национальные различия в странах стали более значительными. И с этого момента история трансформации может быть интерпретирована как история смены моделей адаптации к международной системе в своих национальных вариантах.

Эта изменяющаяся среда, влияющая на реакции национальных элит, может быть представлена тремя фазами. С 1989 по 1995–1996 год. Американцы как либералы: отсутствие системы, слабая граница. Основные интеграторы мировой системы – концепция демократии и международного бизнеса. С 1996–1997 по 2008 год новый интегратор – триумфальный ЕС. Это попытка введения жестких границ, европеизации закона и политической системы. Расширение ЕС на Восток в 2004 году в этом смысле является формально поворотным моментом, но этот тип интеграции начинается раньше в странах-кандидатах и заканчивается с экономическим кризисом в 2008 году. С 2008 года начинается ослабление связей в период кризисов и посткризисный период в связи с растущей индивидуализацией политических и усилением унификации экономических стратегий адаптации: минимизация и частичное разрушение национального благосостояния государств.

 


 

И.М. Клямкин

Российская политическая система: возникновение, эволюция, перспективы трансформации

В докладе рассматриваются три этапа становления политической системы в современной России.

На первом этапе была сохранена поздняя советская система, возникшая в годы перестройки, что стало причиной непримиримой конфронтации ветвей власти с последующим силовым разрешением конфликта.

Второй этап характеризуется принятием Конституции 1993 года, наделяющей президента такими полномочиями, которые фактически означали восстановление политической монополии.

На третьем этапе, связанном с именем В. Путина, произошло укрепление этой монополии посредством интеграции в президентскую «вертикаль власти» власти законодательной и региональной.

К настоящему времени эта система выявила свою неэффективность, однако перспективы ее трансформации пока не просматриваются, так как ни в элитах, ни в обществе нет субъектов, способных такую трансформацию обеспечить. Скорее всего, трансформация нынешней системы и ее направления будут определяться стихийными процессами в обществе и характером его реакции на неэффективность системы.

 


 

ВТОРНИК, 24 МАЯ

 

П. Тамаш

Венгрия: законодательный кризис 1989 г. и запоздалая реакция масс

Основной вопрос, который рассматривается в данной работе: какой фактор имел более сильное влияние в ходе трансформации в Центральной Европе – элементы гражданского общества, полудемократические и псевдорыночные эксперименты некоторых странах до 1989 года по сравнению с более жестокими системами других стран, или интенсивность досоветской модернизации при столкновении одних с другими. Фактически, какая страна стала первым «западным» государством и обществом в регионе – Венгрия или Чехия? До конца 90-х годов Венгрия имела несколько краткосрочных сравнительных преимуществ, которые давали ей больше шансов стать прозападной, но с конца 90-х годов исторически накопленный опыт модернизации в Чехии был более успешным, обеспечивая в стране быстрый рост. Это породило в Венгрии растущую делегитимацию трансформации как таковой и появление радикального популистского режима, исчезновение важных символических и систематических элементов 1989 года, однако не со стороны левых, а со стороны правых националистов.

 


 

М. Титце

Экономика Восточной Германии на пути к европейской интеграции: достижения, недостатки, возможности

Презентация

Экономика Восточной Германии находится на пути к европейской интеграции. Исчезновение «железного занавеса» привело к значительным структурным изменениям в Восточной Германии. После резкого спада уровней производства и занятости производительность начала расти и в 2010 году составила 80% от западногерманского уровня.

Экономическое и социальное развитие Восточной Германии показывает многочисленные позитивные изменения, такие как модернизация инфраструктуры (например, система здравоохранения, инвестиции в науку и образование, улучшение дорог, автомагистралей и железной дороги, развитие городской системы очистки сточных вод), модернизация основного капитала фирм и защита окружающей среды. Таким образом, условия жизни в Восточной Германии существенно улучшились с 1990 года.

 Несмотря на значительные достижения, ряд недостатков, связанных с наследием плановой экономики, по-прежнему существует. Более того, данный переход сопровождался уменьшением рождаемости и увеличением миграции в Западную Германию. Поэтому главный вызов для Восточной Германии — обеспечить стабильный экономический рост и  сократить старение населения.

 


 

С. Тамм

Хорошая жизнь или плохие чувства

Сегодня большинство немцев из Восточной Германии имеют гораздо лучшие условия жизни, чем два десятилетия назад. Однако политическая система объединенной Германии по-прежнему сталкивается с большим количеством скептицизма. В то же время растет тенденция к скрытию недостатков диктатуры, которая была в  Германской Демократической Республике. В докладе  кратко рассмотрены пять возможных объяснений этой парадоксальной тенденции.
1. Гражданам ГДР пришлось пройти через очень сложный процесс адаптации в очень короткое время. В общем, они сделали это успешно. Однако чувство того, что они потеряли часть своей идентичности, с тех пор осталось.

2. Несмотря на эффективные системы социального обеспечения, по-прежнему среди граждан Восточной Германии существует чувство неравенства и идентификация себя как «второго класса».

3. Многие люди не понимают или не признают, что многие недостатки в экономической сфере являются результатом централизованной плановой экономики.
4. После ухода из ограниченной, но относительно безопасной обстановки в социалистическую экономику Восточная Германия должна была участвовать в усилении глобальной конкуренции, которая сделала бы жизнь граждан более сложной и менее предсказуемой.
5. Восточные немцы хорошо адаптировались к формальным институтам демократического государства и рыночной экономики. Однако для большинства это заняло несколько больше времени, чем ожидалось.

 


 

А. Смоляр

Экономические и политические аспекты в польской трансформации

Успеху польской трансформации способствовали  относительно низкий уровень социальных ожиданий, обаяние Запада  и зависимость от него, непонимание людей своих интересов. Все это способствовало демобилизации общества и деполитизации процесса проведения реформ. Высокий уровень независимых элит, объединенных стремлением к модернизации, также внес вклад в успешную реализацию польской трансформации. 

 


 

Ж. Шварц

Чехия: экономическое развитие 1991-2011

Доклад посвящен макроэкономическому развитию Чехии на основе анализа стандартных макроэкономических показателей. В нем проанализированы и объяснены основные тенденции макроэкономических процессов и изменения в них. Показатели по Чехии сравниваются с аналогичными показателями по соседним странам. Особое внимание уделяется переориентации чешской внешней политики, а также изменениям в конкурентоспособности чешской экономики.

Чехия: доклад о текущих реформах

В настоящее время особое внимание в Чехии уделяется экономическим и социальным реформам: реформам пенсионной системы, системы образования и программе по борьбе с коррупцией. В работе приводятся данные индекса экономической свободы Чехии в сравнении с показателями соседних стран. Политические условия, такие, например, как правительственная стабильность, рассматриваются в качестве основного фактора  для успешного осуществления реформы.

 


 

В. Домбровский

Политическая экономика экономического развития Латвии: двойные роли «проклятия» природных ресурсов и этнического разногласия

Презентация

В работе отражен критический взгляд на экономическое развитие Латвии в течение последних двадцати лет и приводится сравнение данного ​​опыта как с бывшими постсоветскими странами, так и с Литвой и Эстонией в частности. В работе сформулированы два политических объяснения неудовлетворительной оценки экономики Латвии по сравнению с двумя своими соседями (Литва и Эстония) - этнические разногласия и «проклятие» природных ресурсов.

 


 

Р. Килис

Развитие институционального доверия в посткоммунистическом обществе: как управлять страной

Во время недавнего кризиса доверие граждан к различным государственным учреждениям достигло своего самого низкого уровня (например, только 15% населения доверяют кабинету министров и парламенту). Это резко контрастирует с огромным доверием правительству 20 лет назад. Хотя было много улучшений с момента окончания советской эпохи – рост доходов, увеличение прозрачности, увеличение участия граждан и т.д., – общий уровень доверия к институтам и общественным организациям остается низким.

Признано, что более высокий уровень доверия в целом и институционального доверия в частности способствует более устойчивому росту страны. В работе предпринята попытка исследовать возможные причины, последствия и изменения режима институционального доверия. Опыт Латвии может стать примером для понимания общественных процессов в других постсоветский странах.

 


 

Р. Вайниене

Путь Литвы к (от) рыночной экономики

Презентация

Литва была названа «балтийским тигром», так как рыночно ориентированные реформы послужили созданию стабильной основы для экономического роста. Приватизация, слабое регулирование бизнеса и верховенство закона составляют основы для развития экономики. За этим последовали более сложные реформы: реформа образования, пенсионная и налоговая реформы. Однако в определенный момент, который совпал с глобальным экономическим кризисом, новый менталитет «антирынков» начал укрепляться. Он выразился в таких правительственных решениях, как увеличение налогов, жесткая регуляция предпринимательской деятельности и т.д. Наверное, люди больше привыкли ценить то, что является дефицитом. Но разве это справедливо в условиях экономической свободы?

 


 

А. Медалинскас

Литва: нелегкий выход из постсоветского пространства

14 лет спустя, после подписания Декларации о независимости, Литва, наконец, вышла из постсоветского пространства и стала членом ЕС и НАТО в мае 2004г.

На пути перехода из постсоветского пространства в ЕС и НАТО Литва пришлось преодолеть множество проблем, характерных для посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы и на постсоветском пространстве; часть из которых существует до сих пор.

Членство в ЕС и НАТО  обеспечило  для Литвы совершенно другое геополитическое пространство с гарантиями безопасности и возможностями для экономического развития, не свойственных  для стран постсоветского пространства.

Единственный вопрос, который до сих пор остается нерешенным, - зависимость от энергоснабжения постсоветских стран,  особенно после закрытия Игналинской атомной электростанции. Для того чтобы решить данный вопрос, необходима собственная независимость Литвы в области энергетики.

Важно понимать сходства и различия между странами двух геополитических пространств для того, чтобы выйти на новый уровень сотрудничества.

 


 

К. Лиик

Из «братских советских республик» к «скучной северной стране»: политические и экономические пути Эстонии

20 лет спустя, после распада Советского Союза, Эстония стала действующей рыночной демократией, членом ЕС и НАТО. Ранние и смелые реформы, проведенные в соответствии с законом, являются одним из ключевых факторов на пути к успеху. Происходит формирование первой посткоммунистической элиты, и усиливается влияние на соседние страны – Финляндию и Швецию. Вступление Эстонии в ЕС и НАТО поставило перед страной ряд проблем: создание более сильной экономики, повышение влияния гражданского общества, полная интеграция российского меньшинства и поиск собственной роли в международной политике.

 


 

СРЕДА, 25 МАЯ

 

К. Станчев

Декоммунизация экономики Болгарии (1987-2011 гг.)

Болгария отличается от большинства новых стран Европы в одном отношении: политика возврата раннее экспроприированной собственности – от недвижимости до финансовых активов – была проведена еще в 19 веке. Наряду с этим были реализованы и другие реформы декоммунизации:  законная и незаконная приватизация, разгосударствление государственных и муниципальных активов и имущества.  Происходящие процессы влияли на политические изменения – системные и избирательные. Перераспределение финансовых активов, по большому счету, не удалось (в результате кризиса 1996-1997 гг.), но приватизацию  можно рассматривать как успешную с экономической точки зрения. Однако это не всегда способствует политической удовлетворенности и справедливости трансформации.

 


 

И. Крастев

Рост популизма в Центральной Европе и его влияние на развитие Болгарии

В докризисный Центральной Европе рост популизма был истолкован не как негативный результат, а как успех посткоммунистической трансформации. Дэвид Ост объясняет данный  парадокс следующим: "Представляя свою политику не столько как «хорошую», а скорее  как « необходимую», не как «желательную», а как  «рациональную», либералы не оставили своим сторонникам возможностей для протеста или выражения недовольства." Рост популизма, как полагают, был определенного рода восстанием против элитной управляемой демократии, без возможности выбора: избиратели могут менять правительство, но не политику. Посткризисный популизм более радикальный по своей природе. Это вопросы не просто результатов перехода, но и его  целей.
В Болгарии в последнее десятилетие два раза внепарламентские партии получали парламентское большинство, в результате чего страна стала своего рода примером того, что все меньше выборы становятся  выбором между политическими альтернативами и все больше сменой партий у власти. В данной ситуации встает вопрос: может ли либеральная демократия выжить в условиях постоянной смены элит. Разве это не де-институционализации демократии как результат постоянного «притока» новичков, что является наименее обсуждаемой опасностью -  усиление протестной политики и популизма в учреждениях?

 


 

Б. Бегович

Экономическая трансформация в Сербии: от рыночного социализма к нерыночному капитализму

Главное преимущество Сербии с точки зрения экономической трансформации заключается в политике «запаздывания», так как ее эффективный экономический переход начался в 2000г. Основными недостатками являются взяточничество коалиции в период локальных войн и международное военное вмешательство, сопровождающиеся широким распространением общественного мнения об эффективности работы рыночного социализма.  Таким образом, «окно возможностей» в начале 2000-х гг. закрылось для страны очень быстро, при этом отдельные элементы институциональных реформ даже не были начаты.

 В сербской экономике по-прежнему доминирует огромный и неэффективный государственный сектор, широкое вмешательство государства, обязательное перераспределение доходов и отсутствие благоприятной деловой среды. Рост последних десяти лет объяснялся инвестициями в основном в «неторговые» сектора, огромными притоками иностранного капитала, оценкой национальной валюты и существенным внутренним спросом. Недавний кризис показал, что данная модель роста не является устойчивой.

Политическая трансформация в Сербии: от «конкурентного» авторитаризма к  нестабильной демократии

Политическая трансформация в Сербии была связана с  нерешенным конституционным вопросом и национальной безопасностью. Эти вопросы являются доминирующими на обоих этапах переходного периода. Первый (конкурентоспособный авторитаризм) находился под сильным влиянием локальных войн и международного военного вмешательства. Второй (нестабильная демократия) был под сильным влиянием провозглашенной политической приверженности к интеграции в ЕС и обусловленностью политики международного сообщества.

Конкурентоспособный авторитаризм начался с представления большинства, политического лидерства,  резкого разделения избирательного округа и перешел в «экстремальное» представление большинства в рамках нестабильной демократии, сильных политических партий, по-прежнему, разделение округа, хотя и не  так резко.

Ожидается более сильное международное давление, концентрация на конституционных вопросах, их доминирование в политической повестке дня, хотя сама демократия по-прежнему находится под «угрозой исчезновения».

 


 

Й. Менцингер

Переход к национальной рыночной экономике: постепенный подход

Словению часто называют «историей успеха» переходного периода. Экономические показатели были удовлетворительными, социальные издержки переходного периода были довольно низкими. Причины можно искать в двух основных направлениях: начальные условия и модели перехода. Во-первых, многие основы рыночной экономики были созданы до 1989 года; предприятия были автономными, основные рыночные институты существовали, правительство использовало много стандартных инструментов экономической политики. Во-вторых, Словения могла позволить себе проводить макроэкономическую стабилизацию осторожно с прагматизмом и неприятием риска, отказываясь от патронажа финансовых институтов и зарубежных консультантов.

Согласно экономическим показателям, можно выделить четыре периода перехода: короткий период трансформационной депрессии последовал за периодом сбалансированного экономического и социального развития в период между 1993 и 2004 годами. 2005–2008 гг. характеризуются высоким, но крайне несбалансированным ростом. Но дальше «история успеха» стала сомнительной. Словенская экономика серьезно пострадала от глобального кризиса в 2008 году. Рост политической нестабильности и социальное недовольство серьезно препятствуют восстановлению экономики.

 


 

Л. Злотников

Постсоветская Беларусь: провал в архаику

Беларусь – единственная страна, начавшая переход к рыночной экономике и повернувшая вспять после выборов президента в 1994 году. Одна из основных причин этого поворота кроется в особенностях экономической истории страны. Здесь в наибольшей степени сохранились патриархальные ценности. В советское время уровень и качество жизни населения выросли в большей степени, чем в других постсоветских республиках. Поэтому президентом был избран А. Лукашенко, который предложил антирыночные лозунги и возвращение в некое подобие СССР. Сейчас жизнь белорусского общества организуется в основном на принципах малой группы. В то же время частично сохранены институты расширенного порядка (рынка), которые используются как декорации архаичной белорусской модели. Успехи командной экономической модели сильно преувеличены. Она исчерпала возможности роста (в основном, за счет внешних факторов) и в начале 2011 г. вошла в глубокий системный кризис (отсроченный после распада СССР).

 


 

С. Шушкевич

Беловежский консенсус и Беларусь сегодня

Соглашение о создании СНГ, подписанное 8 декабря 1991 года полномочными представителями России, Украины и Беларуси, высоко оценено авторитетными международными экспертами, с одной стороны, как «шедевр легитимной миролюбивой дипломатии конца ХХ века», с другой – как констатация де-юре конца холодной войны и прекращение де-факто наращивания ядерного противостояния.

Молниеносная ратификация и мгновенное присоединение к Соглашению в Алматы еще 8 субъектов – бывших республик СССР только усилили подобного рода оценки.

Однако сегодня политическое состояние самого СНГ таково, что концепция Беловежья остается преимущественно на бумаге. Содружество потенциальных демократий стало объединением диктатур или же стран, в которых административный ресурс превалирует над канонами демократии и правами человека.

На постсоветском пространстве Беларусь вышла в лидеры антидемократизма и попрания прав человека в значительной степени из-за того, что белорусский правящий режим получает серьезную экономическую и политическую поддержку отдельных субъектов СНГ. Основная выгода для поддерживающих состоит в том, что на фоне Беларуси деспотические авторитарные режимы СНГ выглядят относительно демократичными для официальных государственных институтов и неправительственных организаций стран с установившейся демократической формой правления.

 


 

П. Шешелидзе

Почему в Грузии легко вести бизнес?

Презентация

Исследования показывают, что в Грузии в 2004-2011гг. был осуществлен переход к экономике, позволяющей успешно вести бизнес. Различные статистические данные свидетельствуют о значительном экономическом росте и улучшении условий жизни в Грузии в течение 2004-2011. Эта тенденция объясняется проведением различных  экономических реформ по дерегулированию экономики, расширению экономической свободы и, следовательно, уменьшению произвола и коррупции при предоставлении государственных услуг. Реформы в значительной степени были основаны на теоретическом предположении, что увеличение экономической и личной свободы и уменьшение государственного регулирования способствуют улучшению экономических показателей. Эта теория оказалась истинной во многих странах, в том числе и в Грузии. Увеличение экономической свободы (устранение виз для большинства стран, низкие налоги и пошлины, преобразование антимонопольного законодательства в закон о свободной торговле, введение контрактной системы, упрощение процесса регистрации и ведения отчетности для бизнеса, повышение прозрачности работы полиции и т.д.) является основанием для упрощения ведения бизнеса в Грузии. Пример данной страны может быть повторен и (или) улучшен в любой стране.

 


 

В. Дубровский

Политэкономия нежеланных реформ: уроки трансформации в Украине

История экономических преобразований в Украине с 1991 года представляет собой особый случай неполного перехода от советской формы "общество с порядком ограниченного доступа" к "обществу с порядком открытого доступа». Конкретный вид первого типа, унаследованный Украиной, описывается в терминах иерархии "арбитров" решения проблемы координации их "клиентов". Стабильный рост стоимости управления и координации, а также уменьшение арендной платы делает этот вид общественного порядка неустойчивым в долгосрочной перспективе и показывает намерение арбитра присвоить себе контроль управления рентой, таким образом, давая способ частной собственности и свободным рыночным силам совместно функционировать с политическими институтами. Однако этот механизм трансформации может быть очень дорогостоящим, если арбитр не в состоянии внести такие изменения своевременно (как и в последние десятилетия СССР), или общественное сознание не готово к поддержке второго типа с достаточной распространенностью соответствующих значений. Это порождает "разрыв контроля" между властью арбитра и учреждениями второго типа, которые должны заменить его. Это немедленно приводит к крупномасштабным сбоям координации, а также способствует появлению "промежуточных победителей", которые заинтересованы в дальнейших элементах рыночных реформ.

 


 

А. Гарань

«Помаранчевая революция» и термидор: причины, последствия, перспективы

В работе автором даются ответы на следующие вопросы. Что принесла стране и региону «помаранчевая революция»? Почему Янукович вернулся к власти? Сохранит ли Украина европейский вектор развития?